Мансубият ба дин
Все святые места на Памире, как и во всей Средней Азии, называют "мазар", что буквально обозначает "место, где произносят молитвы". Все мазары можно условно разделить на два вида, к первому относятся места захоронения святых, а ко второму - почитаемые с глубокой древности различные природные объекты - отдельные деревья, рощи, большие камни, пещеры, расщелины в скалах. В наше время все они связаны с именем какого либо мусульманского святого, который якобы здесь останавливался, отдыхал, молился, хотя возраст большинства из них во много раз превосходит возраст самой мусульманской религии. При подходе к мазару можно видеть большие пирамиды, сложенные из камней, так как каждый паломник, приветствуя это святое место, берет первый попавшийся под руку камень и кладет его на кучу. Эти пирамиды-приветствия сообщают путникам о близости мазара и указывают к нему дорогу. Обычно рядом с мазаром находится одно или несколько деревьев с сильно разросшейся кроной - они считаются священными и никто не смеет ломать их ветви. Эти деревья олицетворяют собой Источник Жизни и демонстрируют идею постоянного развития Вселенной. Паломники совершают особого рода приношение, оторвав от одежды лоскуток материи и привязав его к ветвям деревьев. Сплошь увешанные разноцветными лоскутками, они выглядят удивительно красочно и необычно. На самом мазаре водружаются шесты с хвостами яков, рогами горных козлов и баранов, а также с изображением пятерни. Иногда рядом сложены в груды черепа диких животных. Приблизившись к мазару, паломник смиренно читает молитвы, дотрагивается до священных камней кончиками пальцев правой руки, целует их и подносит ко лбу. Мазару необходимо проявлять уважение и почтение - нельзя что-либо брать на память, громко разговаривать, петь песни, плохо о нем отзываться, чтобы не вызвать гнев святого места (поэтому памирцы недолюбливают собак, которые имеют обыкновение мочиться на священные камни).
В случае неуважения мазар может "ударить" человека. Считается, что мазары могут исцелять от болезней. При обращении с какой-либо просьбой мазару подносятся различные дары - жертвы, начиная от заклания животных и кончая совсем скромными приношениями. Жертвоприношение вносит порядок, гармонию в человеческую жизнь и используется для общения с божеством. Все в мире взаимосвязано и невозможно что-либо получить, не отдав чего-либо взамен. Прося помощи у высших сил, тем более необходимо принести дары, чтобы просьба была услышана. Религиозные запреты, посты и аскетические подвиги также являются своеобразными формами жертвоприношения.
Многие памирские мазары располагаются в местах, где ранее существовали храмы Огня. Иногда рядом с мазаром можно увидеть частично сохранившийся алтарь, на котором уже давно никто не возжигает курильницы и не поддерживает огонь. Эти святые для древних ариев места были использованы проповедниками мусульманской религии, которые наполнили их новым содержанием. Таким образом, например, возник мусульманский мазар Мушкилкушо ("Облегчитель трудностей"), находящийся в долине Бартанга рядом с селением Емц. Он образовался якобы от того, что здесь совершал намаз святой Али. На самом деле он возник на месте древнего храма Огня, а пять священных камней, смазанных топленым маслом и аккуратно сложенных в его углу, некогда поддерживали лампады и свечи. Почитание огня, как символа Единого и Незримого Бога, сменило поклонение личности Али. Но это святое место ни в коем случае не утратило своей силы. Находясь в самом сердце Памира, у начала самых опасных дорог и оврингов, оно помогает путникам беспрепятственно достичь намеченной цели. Каждый из них останавливается у священных камней и, прося облегчения пути, берет с собой горсть земли с мазара. Все памирцы, отправлявшиеся в далекие страны или на войну и взявшие в дорогу горсть земли с Мушкилкушо, всегда возвращались домой целыми и невредимыми.
ИСМАИЛИТЫ (араб. исма"илийа) - одна из основных ветвей шиитского ислама, возникшая в середине 8 в. Исмаилизм появился благодаря обострению классовых противоречий, выразившихся в усилении власти феодалов и росте налогового бремени. Вспыхнувшие народные (в основном крестьянские) восстания носили характер сектантского движения, выступавшего с требованиями всеобщей справедливости и социального равенства, которое должно было быть достигнуто путем установления справедливого правления.
В середине 8 в. среди шиитов возник раскол, связанный с тем, что 6-й шиитский имам Джафар ас-Садик еще при жизни назначил преемником своего четвертого сына Мусу аль-Казима, отстранив своего старшего сына Исмаила. Часть шиитов признала 7-м имамом Мусу, однако другая группа шиитов посчитала это решение несправедливым, хотя на самом деле Исмаил скончался в 762, раньше своего отца. Эти люди провозгласили имамом Мухаммада, старшего сына Исмаила. Это поставило его жизнь под угрозу, и он был вынужден скрываться от своих преследователей.
Весь последующий период истории исмаилизма называют периодом сатр, то есть <сокрытия>, ибо имена потомков Мухаммада ибн Исмаила были известны немногим. Тем не менее, сторонники потомков Исмаила создали, благодаря народной поддержке, жизнеспособную и хорошо структурированную секретную организацию, которая к 10 в. имела многочисленные филиалы в Южном Ираке, Бахрейне, Западном Иране, Хорасане, Сирии, Египте и даже Магрибе. Однако на рубеже 8-9 вв. внутри исмаилитов произошел очередной раскол. Сторонники Мухаммада ибн Исмаила посчитали, что он должен быть последним седьмым имамом (по аналогии с числом пророков). Это направление, признававшее только семь имамов, получило название сабийа (<семиричники>).
Исмаилитские группы существовали в разных странах под различными названиями. Основание халифата Фатимидов, которые выдавали себя за потомков имама Исмаила, привело к размежеванию между карматами и фатимидскими исмаилитами, под властью которых оказались Магриб, Египет, Сирия, Палестина и Хиджаз.
В 1090 исмаилит Хасан ибн Сабах захватил крепость Аламут в Иране, где разместил своих последователей. За Аламутом последовало еще несколько крепостей, в результате чего ас-Сабах получил контроль над громадной территорией в Сирии и Иране. Его последователи боролись с суннитскими феодалами и крестоносцами, появившимися в Сирии в ходе первого крестового похода (1096-1099).
Крестоносцы, столкнувшись с ними в Сирии стали называть их <ассасинами> от искаженного арабского хашашийун (употребляющие гашиш). Отсюда в европейских языках появляется слово аssassin (франц., англ.) - <убийца>.
Исмаилиты вкладывали особый смысл в образ имама, который в силу божественной природы своей власти обладает знанием сокровенных сторон религии, которое пророк передал своему двоюродному брату Али. Для них имам был первичным источником внутреннего и универсального смысла, скрытого во внешнем, очевидном смысле Корана или хадисов. Община исмаилитов представляла собой пример секретной организации, где рядовой член знал только своего непосредственного руководителя. Сложная иерархическая система предполагала цепь ступеней, каждой из которых соответствовала своя задача. Все члены были обязаны слепо повиноваться имаму (высшая ступень), который обладал эзотерическим (сокровенным) знанием.
Современные исмаилиты, живущие в районе Горного Бадахшана (северный Афганистан, Таджикистан), частично в Сирии, Омане и Иране, утратили свой воинственный пыл. Ныне главой исмаилитской общины (49-й имам) является Ага-хан Карим (р. 1936).