www.PamirTravel.narod.ru

Рус | Англ | Точ
Оиди Помир | Туризм | Навид | Фотогалерея | Оиди мо | Гостевая книга |
Оиди Помир | Таърих | Табиат | Тамаддун | Дин | Мусики | Маориф
Туризм чист? | Кули Сарез | Очонсии «Сарез - тревел» | Турхо | Треккинг | Турхо бо асп | Контакт
Хабархои охирин | Азия Плюс | Точикистон.веб | Gazeta.tj | Чароги руз | Радио "Би-би-си" | Фаргона.ру
Саёхат | Кули Сарез | Хоруг | Куххо | Хархела | Табиат
Оиди мо | Администратор | Фирмаи сайёхии «Сарез-Тревел» | Контакт
|

О Памире

small logo

История

Одно из самых ранних описаний Памира можно найти в дневниках китайца Сюань-Цаня, который прохо-дил его в качестве буддийского палом-ника летом 642 года. Но Европа узнала о существовании Памира гораздо поз-же - в XIII веке, после издания дневников венецианца Марко Поло, который посетил его в 1270 году, пройдя вместе с другими купцами по Шелковому пути. Его воспоминания казались настолько невероятными, что долгое время ставились под сомнение. И только сейчас можно удивляться, с какой поразительной точностью он описал все то, что видел.
Само толкование слова "Памир" до сих пор вызывает многочисленные споры: одни считают, что оно произошло от сокращения слов "упа-Меру", то есть "страна над Меру", божественной горой индийцев, местом обитания бога Шивы, обозначающей центр Вселенной (она упоминается в индийской поэме "Махабхарата", VI век до н. э.); другие - от "Пои Мехр", что означает "подножие солнца"; третьи - от китайского "По-ми-ло", то есть "страна восходящего солнца". Но последние историко-лингвистические исследования склоняются к тому, что слово "Памир" нужно переводить как "Страна ариев" (также как Иран и Кашмир).
В преданиях иранцев это - легендарная страна Арьяна-Вайджа, у истоков Окса (Аму-Дарьи), откуда пришел Заратустра и откуда они в глубокой древности начали свое расселение по Передней Азии.
В индийской традиции это мистический центр вселенной, где земля соединяется с небом, источник знания и миропорядка.
По преданию человек, отягощенный грехами, не смеет к нему подходить, а праведник, ступивший на эту землю, уже никогда не возвращается назад.
Издавна Памир привлекал к себе внимание ученых, но многие тайны его истории так до конца остались не раскрыты. Несмотря на то, что в течение длительного времени на Памир проникали небольшие группы родственных племен с соседних территорий, за прошедшие века мало что изменилось в материальной культуре, социальной структуре и народных верованиях местных жителей.
Благодаря своей труднодоступности, Памир сохранил не только древнеарийские верования и уклад жизни, но и десяток реликтовых восточно-иранских языков, происходящих от древнеарийских диалектов (они были метко определены в начале XX века крупнейшим ученым из Петербурга, лингвистом и филологом профессором И.И. Зарубиным как <клубок языков> ). К памирским языкам относятся:

  1. шугнано-рушанская языковая группа, включающая: шугнанский с баджувским поддиалектом, рушанский с хуфским поддиалектом, бартангский и рошорвский,
  2. язгулямский язык,
  3. ваханский язык,
  4. ишкашимский язык,
  5. мунджанский язык,
  6. сангличский язык, а также недавно вымершие языки:
  7. саргулямский и
  8. старо-ванджский.

Наряду с указанными языками на Памире распространен и так называемый межпамирский фарси (этот термин введен в научный оборот И.И.Зарубиным и его ученицей А.З. Розенфельд), служащий для общения между всеми народностями. На нём исполняются религиозные ритуалы и фольклорные произведения, пишутся стихи, создаются наскальные надписи и эпитафии.
На основании историко-лингвистических исследований многие крупнейшие индологи и иранисты прошлого были склонны рассматривать Памир как колыбель всех индоевропейских народов. Начиная с глубокой древности арийские племена, осваивая новые территории, расселялись несколькими миграционными волнами и еще долгое время находились в плотном контакте друг с другом, окончательно разделившись лишь к концу III тыс. до н. э. на индоиранцев и древнеевропейцев. Естественно, что контакты между ними происходили и позже, в виде постоянных миграций отдельных племен.
К середине II тысячелетия до н. э. арии уже вторгаются в большую часть Греции, Ирана и Индии. Продвигаясь через горные территории Памира и Гиндукуша, многие кочевники переходят к оседлости, перенимая родственную культуру местного населения, которое проживало здесь со времен неолита и чьи ранние миграции, возможно, образовали первые очаги индоевропейской цивилизации. Их первобытная - естественная и суровая, но вместе с тем справедливая жизнь, олицетворяла для проходящих народов собственное прошлое.

 

Оиди Помир | Харитаи сайт | Хидматхо | Контакт | © 2010 PamirTravel

Ороиш ва барномарезии Саидмамад Гуломшоев


Hosted by uCoz