The Pamirs
Памир - это горная система, большая часть которой находится на северо-востоке Республики Таджикистан, это настоящий океан белых и голубых гор. Когда пролетаешь на вертолёте над Памиром, словно в кино, видишь ряды горных хребтов, белоснежные вершины, висячие ледники, ледовые <реки>, разорванные трещинами и зелёные долины. Принятое в туризме и альпинизме деление Памира на регионы, в общем, не противоречит географическому, отражает историю туристского освоения Памира и позволяет достаточно четко ориентироваться в информации. Обычно Памир разбивают на пять регионов: Северо-Западный, Северо-Восточный, Юго-Западный, Центральный и Восточный. Наименее определены границы Центрального Памира - многие относят к этому региону восточные части хребтов Северо-Западного Памира.
К Северо-Западному Памиру относятся хребты Петра I, Дарвазский, Ванчский и Язгулемский до пересечения с хребтом Академии наук. Северо-Восточный Памир объединяет восточную часть Заалайского хребта и хребет Зулумарт до перевала Зулумарт. К Центральному Памиру можно отнести хребет Академии наук, Танымас и восточную часть Язгулемского хребта - горы южной группы лед. Федченко. К Восточному Памиру относятся хребты Музкол, Пшартский и Северо-Аличурский. К Юго-Западному Памиру относятся хребты Рушанский, Шугнанский, Ишкашимский, Шахдаринский и Южно-Аличурский.
Западную часть Заалайского хребта (западнее перевала Терсагар) вряд ли целесообразно относить к Северо-Западному Памиру - долина реки Муксу является мощной естественной границей между этими районами. Хребет Академии наук иногда относят к Северо-Западному Памиру - как уже говорилось, границы регионов весьма условны.
От других горных областей Памир отличается сравнительной стабильностью погоды в летние месяцы. Наиболее частые изменения погоды наблюдаются вблизи пика Ленина. Более устойчива погода на Северо-Западном и Центральном Памире, исключения составляют районы у пиков Коммунизма и Революции.
Сухость воздуха и повышенная солнечная радиация характерны для всего Памира, однако его центральная, восточная и юго-западная части по этим показателям превосходят другие регионы.
Природно-климатические условия Памира и характеристики перевалов, требующие высокой физической, технической и тактической подготовленности туристов, делают с точки зрения безопасности путешествий проведение походов III и меньшей категорий сложности проблематичным.
Главным средством сообщения на Памире является автомобильный и авиационный транспорт. Основой автомобильного сообщения стал Памирский тракт, начинающийся от города Ош в Ферганской долине. Тракт с севера на юг пересекает Алайскую долину, проходит на юг по Памирскому нагорью до реки Пяндж и вдоль последней тянется на север и затем на запад к г. Душанбе. От тракта проложены автодороги местного значения на юг и восток вдоль Пянджа, сравнительно небольшие участки по долинам рек Шахдара, Бартанг, Язгулем, Ванч, Оби-Хингоу. У озера Каракуль ответвляется автодорога к долинам рек Кокуйбель и Танымас. Местные авиалинии связывает г. Душанбе с городами Мургаб и Хорог, с районными центрами Рушан, Ванч.